Классный час «Учитесь делать добрые дела

Цели:

  • Воспитать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу доброты;
  • формировать знания о бережном отношении к окружающим людям

Оборудование: «солнце человечности и доброты», «островок доброты», «свод законов доброты»

Ход классного часа

Орг. момент. Знакомство с темой, и целями классного часа

Вступительное слово учителя:

«

Говорят, что если есть в человеке доброта, зна­чит, он как человек состоялся. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмо­циональную школу — школу воспитания добрых чувств.

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и пе­реживать за других людей создает основу человеческого счас­тья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и челове­ческого счастья пронизывает воззрения многих выдающихся мыслителей. Еще в V веке до н.э. китайский философ Конфу­ций сказал:

«Кто полон милосердия, тот непременно храбр, Кто храбр, необязательно полон милосердия».

Бетховен полагал, что «что нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям...».

А.М. Горький оставил после себя такие проникновенные слова: «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни — почувствовать себя нужным близким людям.

Знай, что всегда приятнее отдавать, чем взять...»

Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия как «доброта», «милосердие», «доброжелательность», «внимание друг к другу».

(Одна ученица читает стихотворение Р. Гамзатова.)

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его, вини дорогу,

Ты коня не торопись менять.

Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Сколько в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Люди, я прошу вас ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Учитель. Человеколюбие общества, семьи, отдельного че­ловека определяется прежде всего отношением к детям, ста­рикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не все­гда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.

Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитан­никам детских домов, школ-интернатов, жителям домов пре­старелых, к инвалидам, воинам-афганцам. Некоторые роди­тели, имея своих детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома. Наши выдающиеся артисты и музыканты проходят концерты, средства от которых передаются на благотворительные цели.

А когда случилась авария в Чернобыле, землетрясение в Армении, катастрофа в Башкирии, вся страна помогала пострадавшим.

Всем нам суждено постичь простую, но высокую истину: |)тдавая себя, человек не растрачивает свое духовное богатство, преумножает его. Помните библейское: «воздастся вам по нашим деяниям».

«Что припрячешь — то погубишь; что раздашь - вернется снова», - писал Шота Руставели. Только так человеку дано оставить след в жизни, в памяти современников и потомков.

А что можете вы сказать об этом, ребята? Какой след, по-
нашему могли бы в жизни оставить вы?
(Выступление учащихся.)
«След»

А ты? Входя в дома любые

- И в серые, и в голубые,

Входя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавишь,

И на вопрос даря ответ,

Скажи: какой ты след оставишь? С

лед, чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед?

Или незримый прочный след?

В чужой душе на много лет?

Леонид Мартынов

Учитель. Я прочитаю рассказ К. Паустовского «Старый повар».

«Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столицы Авст­рии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все уб­ранство комнаты составляли: кровать, хромые скамейки, гру­бый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, нако­нец, клавесин — единственное богатство жившей вместе с по­варом его 18-летней дочери Марии.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я никогда не любил священников и мо­нахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть.

 

 

 

 

Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет».

Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась на улице. Долго она ждала прохожего. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул голов вой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему. «Говорите! — сказал он. — Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши! последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».

И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда его жена Марта тяжело заболела и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужо­го стола».

Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!» — «То, что вы соверши­ли, не есть грех и не является кражей, — сказал незнакомец,— а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю». «Я хочу, чтобы кто-ни­будь позаботился о Марии!» — «Я сделаю это. А еще чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встре­тил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацве­тет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».

«Хорошо, — сказал незнакомец и встал, подошел к клавеси­ну и сел перед ним на табурет. — Хорошо, — повторил он, — слушайте и смотрите». И он заиграл. (Звучит музыка.)

«Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не дви­гаясь, как-будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умирать, не узнав...имя. Имя!»

Учитель. Это был гениальный австрийский композитор Вольфанг Амадей Моцарт. Описанный эпизод из жизни композитора показывает его благородство, доброту, милосердие, проявленное к старому, умирающему человеку.

Учитель: Давайте и мы, ребята, вспомним много ли мы делали добрых дел? Много ли нам помогали и делали добрые дела, помогали? Кто помогал?

Творческое задание

«Солнце человечности»

Ребята, я вам раздам сейчас листы. Каждый из вас должен нарисовать свой луч солнца человечности и доброты, далее подписать на луче имя человека, который помог вам помог в трудную минуту.

Потом мы прикрепим эти лучи к нашему солнцу очень доброму и человечному. (Каждый ученик объясняет, почему его луч имеют такую форму)

Творческое задание

«Островок милосердия»

Представьте, что каждый сделанный вами добрый, милосердный поступок превращается в островок доброты. Расскажите, что должно быть в этом островке доброты.

Творческое задание

«Свод законов доброты»

Ребята, пускай каждый из вас теперь придумает и запишет законы доброты, которых должен соблюдать каждый человек на планете.

Итог классного часа

Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Маленькие добрые дела, маленькие слова любви помогают осчастливить землю и подобны небесам на земле. Творите добро, учитесь делать добрые дела, ребята!

 

«Знатоки растительного мира»

 

Цель: обобщить и закрепить знания по теме «Растения», способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

Ход игры.

Длительность игры – 45 минут (1 урок).

 

В игре принимают участие ученики 6 класса командами по 4-6 человек. Ведущие для каждой станции определяются учителем из числа старшеклассников.

в качестве подготовительной работы учащимся 6 классов дается задание – объединиться в группы, придумать для группы название и девиз, подготовить эмблему, выбрать капитана каждой команды.

После вступительного слова учителя и самопрезентации команд капитанам выдаются маршрутные листы, в которых указана последовательность прохождения станций и их расположение, команды начинают выполнение заданий на стациях.

После прохождения всех станций всеми командами учитель подсчитывает баллы, подводит итоги и оглашает победителя. По результатам игры возможно выставление оценок либо вручение призов.

Время проведения игры – февраль – месяц биологии и географии в ГБОУ СОШ

Станция «Анаграммы»

Дано 10 зашифрованных слов. В этих словах нужно переставить буквы так, чтобы получились названия растений, как ядовитых, так и лекарственных.

Критерии оценки:

за каждую правильно расшифрованную анаграмму начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.

Анаграммы:

  1. макорша (ромашка)
  2. звребоой (зверобой)
  3. налебланод (белладонна)
  4. щенавилек (клещевина)
  5. вирбощек (борщевик)
  6. рышбяноки (боярышник)
  7. кинподожор (подорожник)
  8. ленкаладу (календула)
  9. говолибол (болиголов)
  10. норивой лазг (вороний глаз)

 

Станция «Юные ботаники»

Участник вытягивает листок с каким-либо ботаническим термином или названием растения. Термин не произносится вслух. Затем он должен объяснить этот термин команде так, чтобы команда назвала искомый термин. Затем очередь переходит к следующему участнику.

 

Тeрмины: культурные растения, фотосинтез, хвойные растения, плод, мхи, цветок, пигмент, папоротники, лист, корень.

За каждое верно названное слово начисляется 1 балл. Максимальное число баллов – 10.

Станция «Разнотравье»

Команде необходимо сочинить рассказ про какое-либо растение. Оценивается знание фактического материала и культура речи.

Максимальное число баллов – 10.

 

Станция «Культурная»

Участникам необходимо разбить культурные растения, представленные на интерактивной доске, на несколько групп, обосновать такое разбиение и назвать каждую группу.

 

Примерное верное распределение:

  1. Зерновые культуры – рожь посевная и рис посевной
  2. Плодовые культуры – миндаль, вишня обыкновенная, персик
  3. Овощные культуры – тыква гигантская, огурец обыкновенный, морковь посевная
  4. Технические культуры – лен обыкновенный, масличная пальма

 

Максимальное число баллов – 10. За каждое растение, отнесенное не в ту группу, снимается 1 балл.

 

Источники:

1. http://zagadki.org/riddles/plants/1 - Загадки о растениях

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛОТО

«НАШИ СОСЕДИ ПО ПЛАНЕТЕ».

 

ЦЕЛЬ: формирование целостного восприятия природы, осознание необходимости чуткого, бережного отношения к природе.

ПРАВИЛА ИГРЫ: вопросы игры находятся в шести конвертах. Участники – 6 человек (9-11кл) сидят за круглым столом и по очереди бросают кубик с цифрами. Какая цифра выпадет, с того конверта задается вопрос. Ответившему дается жетон. Победителями являются игроки, набравшие наибольшее количество жетонов.

 

ПО СТРАНИЦАМ КРАСНОЙ КНИГИ.

 

1.Чем отличается заповедник от заказника?

2.Эти животные в беге на короткие дистанции показывали скорость более 110 км/ч. Это единственное животное, совмещающее в себе признаки кошек и собак, хотя относится к кошачьим.(гепард)

3.Эта громадина длиной 7,5 метра, а весом в 3,5т напоминала тюленя, а с хвоста – рыбу. Водилась она на командорских островах. Всего 27 лет потребовалось людям, чтобы уничтожить это животное. (морская или стеллерова корова)

4.Когда появилась первая «Красная книга»(1966г)

5.Когда была издана красная книга РСФСР(1985 –животные, 1988-растения)

6.Когда была издана красная книга в Республике Татарстан (1995г)

7.Какие ООПТ вы знаете (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы).

8.Как называется заповедник в Татарстане? (Волжско-Камский Государственный заповедник)

9.Когда был основан Волжско-Камский государственный заповедник

( 1960г)

10.Сколько национальных парков в Татарстане(1- Нижняя Кама).

 

1.Укаких животных есть детские сады ( пингвины, морские котики).

2.Какое животное может прожить 45 дней без воды (верблюд).

3.Замечательные строители и инженеры (бобры).

4.Какое животное изображают с фонтанчиком на спине (кит).

5.У кого язык длиннее тела (хамелеон).

6.У кого губа до земли (слон).

7.Как называется зверек, лапы которого вывернуты (крот).

8.У хищных когти, у копытных – копыта, а что у приматов (ногти).

9. Как называется наука о собаках (кинология).

10.Где раки зимуют (в ямах на дне реки)

 

1.Какая птица может летать вперед хвостом (колибри).

2.Какая птица в нашей стране самая маленькая (королек).

3.Какие птицы ночуют, зарывшись в снег (тетерева, куропатки, рябчики)

4.Какая птица спасла Рим (гусь)

5.Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания (сова)

6.Какую птицу считают сопливой (индюк).

7.Какая птица носит фамилию русского писателя (гоголь).

8.Какая птица может ходить под водой (оляпка).

9.Какая птица носит название танца (чечетка).

10.Какая птица не имеет голоса (аист).

 

1.Какая рыба носит имя человека (карп)

2.Какая рыба помогает нам чистить бутылки (ерш).

3.Какая рыба вооружена лучше других (рыба-меч).

4.Из какой рыбы была сварена Демьянова уха (стерлядь).

5.Самая большая рыба (китовая акула).

6.Какая рыба помогает в борьбе со страшной болезнью – малярией (гамбузия)

7.Дикий предок карпа (сазан).

8.Так называется и аквариумная рыбка ,и астрономический прибор (телескоп).

9.Морская рыба, самец которой вынашивает икринки в сумке на брюшке (конек).

10.Плавники этих рыб используют в пищу, из зубов делают сувениры и лекарства. Кожа, называемая шагренью, идет на изготовление футляров (акула)

 

 

В МИРЕ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ.

 

1.Самое высокое растение семейства злаков (бамбук).

2.Самая большая птица в мире (страус).

3.Самая маленькая лошадь (пони)

4.Самая высокая трава (банан-15м.).

5.Какая птица выше всех летает (орел).

2

6.Растение, имеющее самые крупные цветки (раффлезия).

7.У кого из птиц самое большое гнездо (орел).

8.Самая древняя из ныне живущих птиц (латимерия).

9.Самое крупное наземное млекопитающее (слон).

10.Самое долгоживущее растение (баобаб, 6000лет).