Как подготовить первоклассника в школу

Статья для родителей будущих первоклассников

(из опыта работы учителя начальных классов).

Работа с будущими первоклассниками и их родителями начинается в подготовительной группе детского сада. Заранее готовлю для родителей цикл бесед и тематических консультаций. Первое родительское собрание провожу ещё в декабре. На нём мы много говорим о том, как нужно подготовить ребёнка к школе. Вместе с четвероклассниками готовим выставку для родителей «Что должен взять с собой ребёнок в школу».

Поддерживаю тесный контакт с воспитателями детского сада – они мои первые помощники. Присматриваюсь к детям и их родителям, составляем с воспитателями план работы, обязательно посещаю несколько занятий с детьми в группе детского сада. От правильно спланированной и вовремя проведённой работы с родителями во многом зависит успех учебно-воспитательного процесса в целом.

Первый класс – серьёзное испытание как для ребёнка, так и для родителей. Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Будущий первоклассник нервничает, ждет изменений в своей жизни не только с любопытством, но и с некоторым страхом, потому что неизвестность всегда пугает. Если есть в семье дети, которые уже учатся в школе, то подготовить первоклассника к школе проще, потому что тут большое влияние оказывает пример старших сестер или братьев. Но если малыш — единственный ребенок, то родителям есть о чем побеспокоиться. Курсы подготовки к школе важны для будущего первоклассника, но многое зависит от домашних занятий с ребенком. Ряд бытовых моментов с полным правом можно считать подготовкой к школе. Они естественно вписываются в жизнь большинства семей.
Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе – значит научить его читать, писать, считать. Однако, не зная современных школьных требований, родители рискуют научить ребёнка так, что учитель будет вынужден не учить его, а переучивать и прилагать большие усилия, чтобы ликвидировать результаты неправильной подготовки ребёнка к школе.

Конечно, научить ребёнка читать, считать можно, но очень важно научить в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет современная школа. Немаловажную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, которые он с помощью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые шесть лет своей жизни. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни страны, о родном городе или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и формируется столь необходимая первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.

Главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе.

Учение – это повседневный труд. Он требует от ребёнка умственных усилий, напряжённой воли, внимания. Малышу надо учиться слушать учителя., запоминать сказанное. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов «надо» и «нельзя».

Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно будет привыкать к школе.

Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребёнка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму её жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования к школьнику. Всем родителям советую своевременно проконсультировать ребёнка у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи. К сожалению в сельских школах не всегда родители могут обратиться к логопеду, ввиду его отсутствия. Под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребёнок становится стеснительным, замкнутым.

Что родителям можно сделать своими силами в подготовке ребёнка к школе:

  • Все, что укрепляет здоровье, очень важно для будущей школьной жизни ребенка. Занятия танцами и бассейн способствуют хорошему взаимодействию левого и правого полушарий мозга.

  • Поощряются  занятия, которые развивают мышление, фантазию, моторику. К таким занятиям относятся: рисование, лепку, конструирование, вышивание, бисероплетение. Раскрашивание — хорошая тренировка кисти, подготовка руки к письму.

  • Самый лучший способ развить речь, внимание, воображение, память — это читать ребенку книги. Чтение не заменит ни просмотр мультфильмов, ни прослушивание кассет. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждать рассказывать.

  • Необходимо сотрудничать с ребенком, не отказываться от его помощи во взрослых делах: от ремонта крана до лепки пельменей. Особое внимание уделять желанию ребенка узнавать новое, умению общаться и находить общий язык с детьми и взрослыми.

Давай играть в школу.
Знакомить будущего первоклассника со школьными правилами можно с помощью игры — не вставать с места без разрешения, не выкрикивать ответ, входить и выходить из класса по звонку.

  • Чтобы оценки не стали причиной сильнейшего стресса, приучать малыша к мысли, что его работу можно оценивать. Ребенок, в первую очередь, должен сам оценить свои действия, а затем выслушать мнение, совет, как лучше выполнить задание в следующий раз, взрослых.

  • Без фанатизма
    Конечно, соблазн «подтянуть» ребенка к школе за лето велик. Хочется научить чему-то новому, чтобы чадо могло блеснуть среди одноклассников, но необходимо умерить свои родительские амбиции! Подготовка ребенка к школе со стороны родителей заключается в поддержании интереса к знаниям, в налаживании с ним теплых отношений. Да, на это требуется больше времени, сил и выдумки, но результаты в итоге того стоят.

  • Развиваем мелкую моторику
    Движения, в которых участвуют мелкие мышцы, относят к тонкой моторике. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как, например, ходьба, поэтому требуют специального развития. Почему так важно развивать мелкую ручную моторику?

  • Тренировка пальцев рук ребенка способствует развитию его речи, повышению уровня интеллекта, а также подготавливает руку к письму. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Кроме этого, развитие мелкой моторики способствует развитию усидчивости и внимательности.

  • Плетение.
    Это прекрасное упражнение на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, т.е. всех тех качеств, которые необходимы ребенку для обучения в школе. Материалом для плетения могут быть береста, прутья ивы, солома, бумага, ткань и др. Если вы выбрали для плетения шнурки, приготовьте три толстых шнурка, с одного конца свяжите их в узел. Свободные концы можно заплетать. Чтобы ребенку было удобнее, закрепите шнурки на стене или доске, или просто придерживайте рукой за узел.

  • Гимнастика для рук

-Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Пальцы должны быть плотно прижаты друг к другу. Упражнение выполнять поочередно каждой рукой.

-Руку плотно прижать к столу ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы.

-Выпрямить пальцы и поочередно присоединять мизинец к безымянному пальцу, указательный — к среднему.

-Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой, затем — двумя руками одновременно.

-Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть. Продолжать поочередно сначала каждой рукой, затем сразу обеими.

Покупка канцтоваров

  • Пенал должен быть как можно прочнее и проще. Ведь в мягком, содержимое легко может поломаться. Поэтому симпатичные пенальчики, сшитые по типу косметичек, брать не стоит. Наилучший пенал для маленького школьника — обычная прочная деревянная или пластмассовая коробка с удобной крышкой, которая легко открывается и прочно закрывается. Такие еще сохранились, из нашего детства — с задвигающейся крышкой или пеналы-тубусы, где одна половина плотно надевается на другую. 

  • Тетради — самые простые. Обязательно нужно при покупке посмотреть, чтобы бумага была белой и качественной, а линейки и клетки были чёткими. Это вопрос не только и не столько эстетический, сколько гигиенический. Четкая ровная линейка и клетка не дает переутомляться глазам. Качественная бумага выпущена с соблюдением гигиенических требований без использования вредных для здоровья веществ.

  • Ручки, карандаши — самые простые и много! Маленький школьник обязательно будет их терять. Поэтому, чтобы не создавать стрессовых ситуаций, покупаем не три ручки, а десяток одинаковых или разных, но дешевых. Тогда ни у кого не возникнет стресса при потере двадцать пятой по счету ручки или седьмого карандаша.  Резинка-ластик на конце карандаша бесполезна, этот кончик обязательно соскользнет, резинка провалится внутрь, поэтому нужна обычная резинка покрупнее, чтобы удобно было держать в руках. Точилки, резинки тоже нужно брать по несколько штук, выбирать наиболее прочные, удобные для руки и функциональные.

  • Для уроков труда необходим клей. Лучше всего купить ПВА в тюбиках. Он превосходно склеивает дерево, ткани, пластмассу — те самые материалы, из которых мастерят свои поделки школьники. Клей должен быть в удобной упаковке — в тюбике со специальным наконечником-дозатором. И руки им не испачкаешь, и лишнего не выльешь. Не нужно покупать отечественный силикатный канцелярский клей. Не дай Бог, попадет в глаза, плохо будет глазам.

  • Покупка ранца 

Какой выбрать ранец? К нему в полной мере относится требование прочности и простоты в использовании. Ранец предстоит носить три-четыре года Поэтому он должен быть прочнее прочного! Прочными должны быть и ручки — если они прострочены, то не порвутся.

Позвоночник первоклассника быстро искривится неправильно распределенной по нему нагрузкой в виде бесформенного рюкзака с тяжелыми книжками, тетрадками, да еще сменной обувью и физкультурной формой. Поэтому на хорошем ранце лучше не экономить. И переходить на модные мягкие рюкзаки раньше четвертого класса не стоит. Даже в том случае, когда ребенок очень настойчиво просит купить именно рюкзак, а не ранец.

У ранца должна быть плоской и достаточной мягкой та сторона, которая прилегает к спине — лучше из поролона или гибкого пластика. Выпускают ранцы и со специальной ортопедической спинкой.

Крепления лучше металлические, а если из пластика — то прочного, чтобы могли выдержать частую подгонку под нужный размер. Лучше выбрать ранец из такого материала, который не растрескается от мороза и механических воздействий. Поэтому  вещь из пленки и кожзаменителя не подходит. Из недорогих и прочных материалов хороша плотная синтетика или пропитанная джинсовая ткань. Разумеется, вне конкуренции — кожаные рюкзаки. Нужно найти нарядный ранец, который понравится малышу.

Даже в хороший ранец с ортопедической спинкой врачи запрещают класть вес, больший, чем 10% от веса самого школьника. А по мнению ортопедов — и того меньше, не более чем 1 килограмм 200 граммов. Если ранец весит больше, то, как считают медики, это ведет к искривлению позвоночника и нарушению осанки, болям в пояснице и ухудшению деятельности опорно-двигательного аппарата. Однако на практике дети вынуждены носить за спиной совершенно неподъемные тяжести! Поэтому выбрать ранец нужно самый легкий, какой найдете, пусть хотя бы он не создает дополнительной нагрузки на позвоночник.

  • Письменный стол
    Недешевая покупка — письменный стол. Какой выбрать? Во-первых, необходимо, чтобы материалы, из которых сделан стол, были экологически чистыми и соответствовали необходимым нормам. Чтобы удостовериться в этом, нужно внимательно изучить сертификат изделия. Особенно это актуально для изделий из ДСП или МДФ. Ясно, что деревянный стол по экологическим показателям лучше. Но и дороже.

    Высота стола и стула должны быть подобраны так, чтобы локти ребенка свободно лежали на столе, спина касалась спинки стула, а ноги, согнутые в коленях под прямым углом, стояли на полу или на скамеечке. А расстояние от глаз до книжки или тетрадки должно быть равно длине руки от локтя до кисти. Тогда осанка и зрение ребенка не будут подвергаться дополнительной нагрузке. Поскольку дети растут быстро, нет смысла покупать новый стул каждый год или два. Лучше купить дорогой качественный стул, регулируемый по высоте.

  • Одеваем, обуваем, наряжаем, украшаем!
    Форма для школьника должна быть целиком из натуральной ткани: хлопок и шерсть, ведь ему придется сидеть в ней как минимум четыре часа в сутки, да еще бегать на переменке, снимая с позвоночника нагрузку. Не годится одежда из синтетических тканей (теплой осенью и весной в ней будет жарко, а зимой — холодно), нехороши также слишком узкие вещи, в них неудобно. Если в школе есть форма, то возможности родителей в части детской одежды невелики. Однако даже в этом случае под синтетический пиджачок необходимо надеть рубашечку из хлопка. По санитарным нормам, придуманным очень давно весьма неглупыми людьми, первый слой одежды, то есть нательная одежда должна быть только из натуральных тканей. Причем желательно минимально окрашенных. Кстати, это относится и к колготкам и к носочкам.

  • Особый вопрос — обувь. По санитарным нормам, для детей до 11 лет не допускается обувь без задника. Стопа должна фиксироваться во всех суставах, так как неравномерная нагрузка неизбежно ведет к ее деформации. При этом задник должен быть прочным, хорошо держать форму. Кроме деформации стопы обувь без задника приводит к травмам и утомлению. Чтобы первоклассник не копался в переобувании, сумел быстро надеть сменную обувь перед уроками и уличную обувь — после, нужно покупать ему удобную, на липучках, фиксирующих подъем. Она и эргономична и удобна для детей. Кстати, открытая обувь типа лодочек для детей недопустима, в "правильной" детской обуви обязательно делается какая-нибудь перепонка, ремешок.

    Вторая важная часть обуви — носок. Он непременно должен быть широким. У детей стопа разлапистая, пальчики расставлены куда шире, чем у взрослых, и обувь не должна их деформировать. Узкие туфельки можно носить в исключительных случаях, на выход и надевать ненадолго. Когда ножка ребенка ежедневно на несколько часов оказывается втиснутой в обувь с узкими носами, и пальцы и плюсневые суставы деформируются.

    Покупая обувь, обязательно проверяем подошву на гибкость. Годится та подошва, которая гнется, которая пластична, какой бы толстой они ни была. В противном случае нагрузка на стопу, на суставы и связки неоправданно возрастает. Твердая подошва попросту не дает стопе физиологически амортизировать при ходьбе. Что же касается каблука, то для детей до восьми лет требуется каблук высотой от полусантиметра до сантиметра. Не ниже и не выше! Остальное вредно. Школьная обувь также должна иметь нескользкую подошву и обязательно супинатор внутри колодки.

    Подкладка любой детской обуви по нормам должна быть из натуральных материалов — кожи, ткани, фетра. Конечно, хорошо, когда и сама обувь из натурального материала, который позволяет ногам дышать. Дело в том, что эти материалы меньше других задерживают влагу. И по крайней мере, пока чада носят обувь детских размеров, сравнительно недорогую, при малейшей возможности следует покупать обувь именно такую. В качественной кожаной обуви на натуральной подкладке нога не потеет. А вот заменитель кожи — вещь небезопасная. Не имеет смысла спрашивать первоклассника, удобно ли ему, не потеет ли он в кроссовках из кожзаменителя, просто нужно пощупать, не влажные ли у него носки, не потная ли нога, — это и будет ответом на ваш вопрос.

    При примерке смотрят, чтобы перед большим пальцем стопы оставалось пространство в 1-1,5 сантиметра. Если обувь неудобна, ребенок может даже не замечать этого, просто не фиксировать на этом своего внимания, однако она все равно станет фактором дополнительного дискомфорта, утомления и раздражения.

В каждой школе, как правило, на первом родительском собрании выдают список того, что требуется первокласснику в школе. Обеспечить все пункты списка — это обязательно! А вот то, что готовится ребенку сверх этого списка — это подарки. Можно взять будущего первоклассника с собой на школьный базар, но при этом сначала оговорить дома, что бы ему хотелось получить в подарок, или же, какую сумму ему выделено на подарки. Это избавит родителей от капризов ребенка или неуемного детского желания скупить весь базар.

И, конечно, пора задуматься о самом празднике. Решать, как провести этот день, желательно доверить главному участнику события. Один раз в году — этот праздник школы. Потом у первоклассника начнутся трудовые будни — уроки, замечания, двойки, диктанты. Но очень важно, чтобы порог школы ваш ребенок переступил радостным, и в праздничном настроении. 
В последний перед школой год нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Надо постараться создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.
Первого сентября необходимо освободиться от других дел и от работы, купить цветы, с радостью и улыбкой сопроводить первоклассника в школу, провести день всей семьей, сходить в зоопарк, на аттракционы, всем вместе пообедать в детском кафе или устроить пикник на природе — да мало ли вариантов?! Главное, чтобы ощущения праздника было и у первоклассника и у родителей!