Материалы по проведению родительских собраний.

Одним из показателей эффективности воспитательной системы является создание единого воспитательного пространства в связи «семья-школа».
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся могут быть как традиционные, так и не традиционные.
К традиционным относятся:
  • родительские собрания;
  • общешкольные и общеклассные конференции;
  • индивидуальные консультации педагога;
  • посещения на дому.
К нетрадиционным относятся:
  • тематические консультации;
  • родительские чтения;
  • родительские вечера.
1. Классные родительские собрания.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости можно проводить чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический , кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительском собрании идет обсуждение достижений учащихся в учебной и внеклассной деятельности. Однако речь на собрании должна идти не об оценках учащихся, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, которые демонстрирует ученик. К собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся.


  1. Родительские собрания.


Рекомендации по проведению родительских собраний.

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи в учебе.

  2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

  4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащегося.


Тематика родительских собраний .

1 класс

  1. Знакомство с родителями учеников-первоклассников.
  2. Трудности адаптации первоклассников в школе.
  3. Телевизор в жизни семьи и первоклассника.
  4. Эмоции положительные и отрицательные.
  5. Итоги прошедшего учебного года –«Перелистывая страницы…»

2 класс

  1. Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.
  2. агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
  3. Наказание и поощрение в семье.
  4. Итоги прошедшего учебного года.

3 класс.

1. Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.

2. Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.

  1. Воображение и его роль в жизни ребенка.

  2. Итоги прошедшего учебного года – музыкальный праздник «Мы и наши таланты.»

4 класс

    1. Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
    2. Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.
    3. Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.
    4. Итоги четырех лет обучения.

5 класс

  1. Трудности адаптации ребенка к обучению в 5-ом классе.
  2. Роль общения в жизни школьника.
  3. Культурные ценности семьи и их значение для ребенка.
  4. Итоги прошедшего года – «Вот и стали мы на год взрослей.»

6 класс

  1. Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека.
  2. Физическое развитие школьника и пути его совершенствования.
  3. Результативность школьного урока. От чего она зависит?
  4. Итоги прошедшего учебного года.

7 класс

  1. Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения.

  2. Роль семьи в развитии работоспособности ученика.

  3. Воля и пути ее формирования у учащихся.

  4. Итоги прошедшего учебного года.

8 класс

  1. Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.
  2. Способности и роль семьи в их развитии.
  3. Психологические и возрастные особенности подростка.
  4. Итоги прошедшего учебного года.

9 класс

  1. Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка.
  2. Анализ учебной работы учащихся 9 классов.
  3. Трудный ребенок. Какой он?
  4. Анализ подготовки учащихся класса к экзаменам.

10 класс

  1. Особенности организации учебного труда школьника в 10 классе и роль родителей в этом процессе.
  2. Режим дня школьника, его роль.
  3. Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их в себе развить?
  4. Итоги прошедшего учебного года.

11 класс

  1. Особенности физического воспитания в 11 классе.
  2. Результативность учебы учащихся 11 классов за первое полугодие.
  3. Значение выбора в жизни человека.
  4. Итоги прошедшего учебного года.

Тематика проблемных родительских собраний.

  1. Курение и статистика.
  2. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – реальность или миф.
  3. Наркотики и статистика.
  4. Семья – «Глаза в глаза.»

Планы проведения родительских собраний (выборочно).

Тема: Трудности адаптации ребенка к обучению в 5-ом классе.
Форма проведения: круглый стол
Приглашаются педагоги, работающие к алссе, руководители кружков, в которых занимаются или будут заниматься дети, библиотекарь, врач или медсестра.
Задачи педагогов:
  1. Познакомиться с родителями и послушать краткие характеристики, которые они дадут своим детям.
  2. Рассказать о требованиях к обучению по своему предмету.

Задача врача: ознакомить с результатами проведения медосмотра, дать рекомендации с учетом полученных данных, отметить физиологические особенности, связанные с возрастными изменениями детей.

Задача библиотекаря: кратко рассказать о возможностях библиотеки, познакомить с библиотечным фондом, порекомендовать другие библиотеки ( с большим фондом, доступно расположенные и т.п.).

Задача руководителя внешкольных учреждений: ознакомить с условиями приема детей в различные кружки и направлениями их работы.

Вопросы для обсуждения.

  1. Роль семьи и ее значение в адаптации школьника в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями.

  2. Законы школьной жизни в обучении и воспитании школьника.


Нетрадиционные формы проведения родительских собраний.

Начальная школа.

  1. Воспитание у ребенка интереса к чтению.

1 класс.


Цель и задачи:
  1. Доказать важность умения правильно и быстро читать.
  2. Научить родителей управлять домашним чтением детей, выбирать нужные книги.
  3. Наглядно познакомить родителей с успехами детей в учебе.

Оформление класса:

Плакаты: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной.» (Макаренко А.С.)

«Мать, помни, ты – главный воспитатель, главный педагог.» (В.А.Сухомлинский).

«Плохо тому сыну, которого отец не учил.» ( Украинская народная пословица).

Правила чтения:

  1. Лучше читать вслух. Не торопясь, вникать в смысл прочитанного, учись у героев хорошему. Умей беречь книгу.

  2. Читать не более 10-15 минут. Проветрите комнату, уберите отвлекающие предметы. Делайте физкультпаузы. Не бойтесь хвалить ребенка!

Выставка тетрадей, прописей, альбомов по рисованию, поделок по труду.


Ход собрания

  1. Поздравление детей с началом учебного года (стихи, песни, рисунк0.
  2. Открытые мини-уроки чтения, письма, математики (родители сидят за партами вместе с детьми).
  3. Продолжение собрания без детей.
Вступление.
Роль книги.
Знакомство с правилами работы с книгой.
Опыт работы родителей с детьми.
Решение педагогических ситуаций на тему чтения.
Выступление учителя русского языка и литературы.
Выступление школьного библиотекаря.
  1. Обобщение. Советы родителям. Ответы на вопросы.
  2. Домашнее задание родителям к следующему собранию.
Пример:
  1. Составить вместе с ребенком маленький веселый рассказ с фразеологизмами.

  2. помочь ребенку подготовить рассказ о том, как он помогает дома маме и бабушке.

  1. Приготовиться петь вместе любимые песни (1куплет к собранию по теме: «Досуг в семье»).




Тема: Законы жизни семьи, законы жизни класса.

( Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. –М.:Вербум-М, 2001)

Форма проведения: родительский тренинг – выведение формулы родительской педагогики.


Новая встреча и новая тема нашего разговора. Этот разговор с вами хочется начать отрывком из произведения великого драматурга Древней Греции Софокла. Эти строчки, написанные так давно, актуальны и сегодня.

Ты прав, мой милый. Пред отцовской волей

Все остальное отступить должно.

Затем и молим мы богов о детях,

Чтоб супостатов наших отражали

И другу честь умели воздавать.

А в детях если не нашел опоры –

Что скажем мы о нем? Не ясно ль всем,

Что для себя он лишь причину создал

И смех злорадный для врагов своих?

Софокл. «Антигона»


Вариант вступительного слова педагога.

Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет – наши дети, девочки и мальчики , которые могут стать горем или радостью.
Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»
Но сегодня, сидя за партой на том месте, на котором сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулы родительской педагогики. Возьмите листочки, которые лежат перед вами, рассмотрите их: одна сторона у них чиста, а вторая заполнена. На заполненной страничке написаны предложения, в которых рассказывается о том, что увидел педагог в вашем сыне или дочери, на что хочет обратить ваше внимание. Мы никогда не будем вслух анализировать проблемы, неудачи, горести детей. Они остаются для индивидуального общения с классным руководителем. Это станет нашим с вами законом общения, нашей традицией родительских собраний.
(Родители читают и анализируют, размышляют о том, необходима ли индивидуальная встреча с классным руководителем).

Задание для родителей по определению закона семьи.

Папы! Мамы! Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Расшифруйте их
1 2 3 4
Закон семьи= –––– + ––––– + –––––– + ––––– : 1,2,3,4 =
Ед.тр. зн.похв. тр.у. разд.благ.
Пятиминутная музыкальная пауза, пока родители выполняют задание.
Вопрос родителям: «У кого что получилось? Какие законы семьи здесь зашифрованы?» Затем идет анализ зашифрованной формулы.
1-й закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.
2-й закон. Закон значимости похвалы для ребенка.
3-й закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
4-й закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты друзья своего ребенка, значит ребенок состоится как человек, как личность.

Задание для родителей – диагностика по гербу семьи.

Следующий урок в расписании родителей – диагностика. Детям было предложено нарисовать герб своей семьи.( Образец такого герба можно нарисовать на доске.) Перед каждым из вас лежит чистый лист. Вам нужно его заполнить вместо вашего сына или дочери. Выполните, пожалуйста, это задание. Время работы – 10 минут. Когда вы выполните работу, приступайте к следующей. Сравните ваш герб с тем, который изобразил ваши сын или дочь. Сделайте выводы.

Прежде чем вы увидите гербы, нарисованные вашими детьми, вы должны нарисовать герб своей семьи, каким вы его видите.

Каждый из вас получает в подарок законы жизни в семье. Обсудите их дома, в кругу семьи. Сделайте серьезный вывод, насколько хорошо вы знаете своего ребенка.




Тема : Детская агрессивность.

( Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. –М.:Вербум-М, 2001)

Форма проведения: круглый стол.

Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли.

Эрих Фромм


Вопросы для обсуждения

  1. Анализ проблемы агрессивности.
  2. Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
  3. Поощрение, наказание в семье.
  4. Законы преодоления детской агрессии.
  5. Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.
Вариант выступления классного руководителя.
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть.

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей, Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально 9 нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.) У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и СМИ.

Можно предварительно исследовать отношение детей к телепрограммам. Вопросы записываются на доске. Ответы анализируются классным руководителем.

  1. Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?

  2. Что тебе в них нравится?

  3. Советуют ли тебе родители при выборе телепередач?

  4. какие телепередачи привлекают твоих родителей?

  5. Какие передачи вы смотрите всей семьей?




Номера вопросов


1

2

3

4

5

Мальчики






Девочки






папы






Мамы







Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:

  1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.

  2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебность к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

  • оно следует немедленно за проступком;

  • объяснено ребенку;

  • оно суровое, но не жесткое;

  • оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.

Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

Предварительное анкетирование учащихся по проблемам класса (аналитическая справка)

Если тебя наказывают, то как…

Если тебя поощряют, то как….

Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают





Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.

И по традиции каждый из вас получает «золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания:

  1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

  2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

  3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

  4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

  5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

  6. К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.


Тема:Психофизиологическое развитие подростков (трудный возраст).

( Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. –М.:Вербум-М, 2001)

Форма поведения: дискуссия.
Структура личности подростка…
В ней ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней – переход, все течет.
Л.С.Выготский

Вопросы для обсуждения

  1. Трудный возраст и физическое состояние учащихся –подростков.
  2. Подростковая психика.
  3. Какими видят себя подростки.

По указанным вопросам перед родителями следует выступить психологу и классному руководителю.

Эпиграфов собрания стали слова Л.С.Выготского – одного из ведущих психологов ХХ столетия, которого называют Моцартом в психологии. Они удивительно точны. Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Как часто родители делают ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: «Не выделяйся, будь такой или таким, как все.» В психологии этот период времени называют периодом «брожения» психики, за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями. Многие считают, что задача родителей в этот период – сдерживать половой инстинкт ребенка. Это мнение ошибочно, и оно приводит к новым проблемам.

Что же является самым главным для ребенка в этот период? Вот какую логическую цепочку мы должны в вами сохранить запись на доске):

Любовь – Доверие – Понимание – Поддержка

Как заметил юрист, с каждым поколением дети становятся все хуже, а родители все лучше, и, таким образом, из все более плохих детей получаются все более хорошие родители

Физическое здоровье ребенка – основа его успехов в учении. Состояние физического здоровья и темпы полового созревания детей разные. Они существенно влияют на личностное развитие ребенка. Чем раньше начинается процесс полового созревания, тем быстрее он протекает. При начале созревания в 12 лет – процесс созревания 2 года; в 13 лет =13,5 лет – 3-3,5 года; в 15-летнем возрасте – 5-6 лет. Эти различия типов созревания – причина многих огорчений и переживаний.

Последние 60-80 лет серьезными проблемами стали акселерация и ретардация.

Акселераты в школьные годы – лидеры в классах. К 30 годам это крепкие и социально приспособленные, но зависимые от мнения окружающих, приземленные люди.

Ретарданты наоборот – вначале обидчивые, задиристые, стремящиеся привлечь внимание, замкнутые и подчиняемые в юности, к 30 годам становятся людьми с более прочным душевным ядром и высокими принципами.

Подробнее следует рассмотреть признаки и формы проявления повышенной тревожности подростков.

За что и против чего ведет борьбу подросток в переходном возрасте?

Прежде всего:

  • за то, чтобы перестать быть ребенком;

  • за прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность;

  • за утверждение среди сверстников;

  • против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрслости.

Правила, которые должны соблюдать родители подростка:

  • Помочь ребенку найти компромисс души и тела.

  • Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, без ярлыков.

  • Подробно познакомить ребенка с устройством и функционированием организма.

  • Следует помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.


Психологическая разминка для родителей.

Анализ педагогических ситуаций.
1. Девочка не хочет убирать свою комнату.
2. Мальчик не следит за собой и т.д.

Обсуждение проблемы совместно с родителями.

Подростковую психику иногда называют периодом «гормональной дури». Поиск и становление своего «я» - это высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками. В семьях, где сеть уважение, где каждый имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности, реакции эмансипации проходят мягче и порождают меньше конфликтов.

Что же должны сделать родители, чтобы сохранить любовь своих детей? Эти правила (на отдельном листочке) предлагаются родителям для ознакомления:

  1. В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его.

  2. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

  3. Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам этого захотел

  4. Не перегружайте ребенка опекой и контролем.

  5. Не создавайте «революционную ситуацию», а если создали, разрешайте ее мирным путем.

  6. Помните слова И.-В.Гете: « В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках.»

В переживаниях подростков огромное место занимаю дружба и влюбленность. Девочки чаще мальчиков хотят иметь друга и чаще реализуют свое желание. Девочкам нужны понимание, сочувствие, уход от одиночества, мальчикам – взаимопомощь, понимание.

В 4-7 % случаев первая влюбленность ведет впоследствии к браку. Почему возникает влюбленность, это глубочайшая потребность в индивидуальных доверительных отношениях. Запрещать в этой сфере – значит сделать подростка несчастным. Говорить о предмете влюбленности плохо – значит расстроить взаимоотношения с ним. Любовь и сексуальность для подростка – вещи взаимоисключающие. Дать оценку проблемы с позиции взрослого человека:

    1. Эту проблему назиданиями решать нельзя!

    2. Решение проблемы взаимоотношений мужчины и женщины через призму взаимоотношений в доме.


Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Ем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать –

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я не правильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

В конце собрания родители получают стихотворение на память.