Развитие речи
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
В школьном возрасте недостатки речи часто мешают успешному обучению. Дети 6-летнего возраста, а тем более 7-летнего, поступающие в школу, обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей этого возраста, а подчас даже более старших, произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны на это обратить специальное внимание, не дожидаясь естественного преодоления речевого недостатка самим ребенком.

Внимательный глаз ребенка замечает много подробностей и деталей в окружающем мире, его наглядно-образная память, как губка, впитывает впечатления непосредственно воспринимаемой действительности, высказывания взрослых, прочитанное и услышанное. Дети в этом возрасте уже пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи.

А к концу дошкольного возраста возникает речевое общение со взрослым на личностные темы.

На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

Чтобы ребенок сам, по своей инициативе начал говорить, у него должна возникнуть потребность в общении со взрослым и в каком-нибудь предмете. Только общение со взрослым по поводу предмета или предметные действия, включенные в общение, вызывают необходимость назвать этот предмет, дать его описание.

Таким образом, основным двигателем развития речи является общение ребенка со взрослым.

Помощь родителей:
Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:
-старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью;
-чаще разговаривайте с ребёнком (во время прогулок на улице, на отдыхе, после просмотренного мультфильма);
-говорите с ребёнком медленно, пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами и не разрешайте это делать другим взрослым;
-каждый день читайте книги своему ребёнку, ни в коем случае не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас почитать, не раздражайтесь, если придётся много раз читать одну и ту же книжку, которую особенно полюбил ваш малыш, радуйтесь, что он уже книголюб и имеет собственные пристрастия;
-не поправляйте речь ребёнка, просто повторите ту же фразу правильно;
-поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос;
-не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
Игры на развитие речи:
1. Поиграйте с ними в Эхо, эта игра научит их различать и правильно произносить звуки. Попросите ребёнка отойти в противоположный конец комнаты и стать к вам спиной. Произносите разные слова, то негромко, то громко и отчетливо. Ребенок должен повторять за вами слова, соответственно то тихо, то громко и четко. Поменяйтесь с ним ролями – пусть теперь он произносит слова, а вы будете изображать эхо.
2. Возьмите любую игрушку или картинку с изображением какого-нибудь животного. Рассмотрите ее внимательно вместе с ребенком. Задайте ему вопросы: «Кто это?» (Мишка.) Как еще можно назвать это животное? (Медведь, медвежонок, Косолапый, Топтыгин). Что он делает? (Стоит, смотрит, сидит, лежит, слушает, видит…) Какой это мишка? (белый, черный, пушистый, мягкий, добрый, красивый…). Затем повторите все использованные слова, еще раз рассказав ребенку об игрушке: «Этот медвежонок белый, пушистый и красивый. Мишка стоит, смотрит, слушает, все видит, все понимает. Возьмешь Косолапого к себе в постельку?».
3. Скажите ребенку, что слова можно мерить шагами. Произнося слово «жук», одновременно сделайте один шаг. При словах «шар», «лук» пусть ребенок тоже сделает по шагу. Прокомментируйте ситуацию: «Это коротенькие слова, на один шаг. Попробуем другие!» и начните шагать, одновременно произнося другие слова. На каждый слог – по шагу. Пусть ребенок поможет вам, придумает новые слова на 2, 3, 4 шага-слога. Эта игра очень хорошо вырабатывает в ребенке интуитивное умение делить слова на слоги.
4. Это умение можно закрепить игрой во «Вкусные слова». Начиная игру, скажите, что сегодня вы будете отмечать день рождения любимой куклы, любимого мишки или любой другой значимой для ребенка игрушки. Предложите ребенку выбрать угощение для гостей. Но, выбирая угощения, нужно отобрать только те, названия которых состоят из двух или трех слогов (шагов). Пусть ребенок перечислит такие сладости. Двухсложные слова: тортик, вафли, халва, пирог, сахар, банан. Трехсложные слова: конфеты, варенье, шоколад, печенье. Пусть малыш объяснит, почему такие угощения как «пирожное» или «мороженое» нельзя поставить на праздничный стол.
5. Для обогащения словарного запаса играйте в «Назови меня, назови себя». Эта игра нравится всем детям. Если вы играете с ребенком вдвоем, то начните ее, назвавшись одним из окружающих предметов, например: «Я – дерево». Ребенок должен назвать вас новым именем и назвать себя другим, тоже подсмотренным вокруг: «Ты – дерево, а я - машина». Снова ход переходит к вам: «Ты – машина, а я - облако» и так далее. Если в игре есть еще участники, то она становится более интересной, развивающей еще и внимание и память. Следующий участник должен назвать новые имена всех предыдущих участников, а потом придумать свое.
Развитие внимания.
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).
Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Игры и задания на развитие внимания.

Игра "Ищем буквы"
Эти задания способствуют развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.
Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты), карандаши, ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом. Для достижения какого-либо успеха это задание следует проводить минимум 5 раз в неделю по 5 минут. Занятия могут быть индивидуальными или групповыми.
Теперь сама инструкция: В течении 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (указывать можно любую букву): и маленькие и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.
По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и так далее; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружком, на другой отмечаются галочкой и т.п. По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - 4 и меньше пропусков. Больше 4 пропусков - слабая концентрация.
Проигрыш не должен вызывать чувства неудовлетворения у детей, поэтому можно ввести веселые "штрафы": столько раз промяукать, сколько сделано ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и так далее. Время игры не должно превышать 5 минут.
Вариант 2
Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание.
АОБООУАДА -
ЙПЬРТПВЙРЕ -
ЭПВФЭСФПВ -
ВЮЛГВЛГЮ -
ЖЗУУЧЖЗ -
ЫОАСОТЛОЫ -
ГЦИДВГЦЫД –


« Какое имя спрятали?»
Пример. В предложении: "Принеси коФЕ ДЯде, сынок" - спрятано имя ФЕДЯ. А какие имена спрятаны в этих предложениях:
Где лежат бигуди мамы?
Я акварельными красками рисую радугу.
Прошу разрешить поставить на этом окне две рамы.
Что было раньше на месте панорамы?
Кошмар! Факел и фонари так им плохо светят!
Зашел баран на поле гороха и остановился.
Видны были лишь забор и стена, за которыми шагали дамы.
Кто варит арбузы с моими руками?

«Найди животное»

Hайдите ЖИВОТHОЕ в этих стихотворных строчках:
Меня пронырой совы дразнят,
Hырять и плавать плохо разве?

Развитие зрительного внимания.
ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРА ИЗ МОЗАИКИ ИЛИ ИЗ ПАЛОЧЕК
Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.
НАНИЗЫВАНИЕ БУСИНОК
Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус (например, -ОХОХОХО- -ОООХХХООО- -ООХХОХОХХОО-), нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы.
СРИСОВЫВАНИЕ ПО КЛЕТОЧКАМ
Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
СКОЛЬКО ЧЕГО?
Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.
РАЗВЕДЧИКИ
Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

Игры и задания для развития памяти

Человеку совсем не обязательно уметь запоминать все на свете, но хорошая память - верный помощник в жизни, а главное, в учебе.

        Детям память нужна не только для повседневной жизни: она влияет на их успехи в учебе. В детском саду и школе малыши обязательно должны приобрести множество знаний: уметь умножать и делить, красиво и грамотно писать. Но вряд ли ребенок сумеет хорошо усвоить что-либо, если он не может удержать в памяти новую информацию или если через некоторое время он не способен вспомнить то, что учил.
Память и ее развитие напрямую связаны с уровнем умственных способностей ребенка. Существует прямая зависимость между тем, о чем кроха может думать и что делать, и тем, что он в состоянии запомнить. Поэтому очевидно, что с развитием умственных способностей, которое происходит по мере взросления малыша, связано и развитие памяти.
        Наш багаж знаний тоже оказывает огромное влияние на способность запоминать новую информацию и вспоминать старую. Так что по мере увеличения объема знаний будет развиваться и память.
        Так же большое значение имеет и то обстоятельство, что новые знания должны иметь какое-то значение для ребенка. И чем более они соприкасаются с его интересами, тем легче ему будет их запомнить. Чтобы убедиться в этом, попросите вашего малыша назвать имена его любимых мультипликационных героев: без сомнения, он выпалит их без единой запинки. Поэтому-то мотивация и играет такую важную роль в процессе обучения: она помогает незнакомым вещам стать значимыми и интересными для изучающего.


«Игры со словами»
1.    Прочитайте эти слова. 
Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.
Закройте их. Назови те, которые ты запомнил. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.
 
2.     Прочитай эти слова.
Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.
Закрой их. Назови слова, которые ты запомнил. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова?
 
3. Услышав каждое слово нужно представить внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать. Затем воспроизвести эти слова.
    Бумага, гнездо, кот, колесо, палка, фильм, блин, счастье.

«Что исчезло?»

    На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

«Что изменилось?»

     На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.







«Художник»

     Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.



«Запомни и воспроизведи»

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).
Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

Игры и задания для развития мышления

Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, разумными, сообразительными, короче говоря – умными. Умен тот, кто умеет мыслить. Что значит «уметь мыслить»? Разве это умение не дано нам природой с рождения? Разве не рождаемся мы уже умными или «не очень»? Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности, но легче вырасти умным тому ребенку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал свое мышление сам.

Помните!

  • Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.
  • Ребенку интересней мыслить, чем запоминать.
  • Найденное в мышлении становится знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании ребенка, тогда как запомненное часто остается нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.
  • Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
  • Проблемные вопросы Почему? Как ты считаешь? Зачем? С какой целью? Из-за чего? Как сделать? направлены на развитие мышления.
  • Вопросы Где? Что? Когда? Какой? Сколько? контролируют память.
  • Никого нельзя ни заставить мыслить, ни запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.



Поиск аналогов.

Называется какой-либо предмет или явление, например, "вертолет". Необходимо выписать как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным признакам. В данном случае, например, могут быть названы "птица", "бабочка" (летают и садятся); "автобус", "поезд" (транспортные средства); "штопор" (важные детали вращаются) и другие.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явление по их признакам.

Способы применения предмета

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, "книга". Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и так далее.

Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

Игры  со словами

     Если правильно расставите буквы, получите названия животных, каждое из которых содержит букву Б.
БРУСКА, ВЮРДЛЕБ. АБЛЕК, ОБКАСА, БЕРЗА.




Найти лишнее слово.
Среди каждой группы слов найди лишнее слово.
 

1 группа слов:

Книга, портфель, чемодан, кошелёк;

Печка, керосинка, свеча, электроплитка;

Трамвай, автобус, трактор, троллейбус;

Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;

Река, мост, озеро, море;

Бабочка, линейка, карандаш, ластик;

Добрый, ласковый, весёлый, злой;

Дедушка, учитель, папа, мама;

Минутка, секунда, час, вечер;

Василий, Фёдор, Иванов, Семён.

2 группа слов
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.

«Говори наоборот»

   Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.


«Бывает – не бывает»
    Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.
Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.


Упражнение на развитие скорости мышления.

   Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.

Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Угадай по описанию.

    Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.


«Придумай слово»
   Найди общее окончание для всех перечисленных наборов букв, чтобы в результате прибавления букв везде получились осмысленные слова.
Ко - ?     по -?       опр -?     ру -?
Ро -  ?  уго -  ?  тр -  ?  ре -  ?
По -?     сто -?      спр -?     пе-?
Пило -?  уко -?    вопр -?   све-?

Вы хотите, чтобы ваш ребёнок красиво и аккуратно писал?

  Для этого необходимо развивать его мелкую моторику, то есть координированные движения мелких мышц, составляющих кисть руки.

         Задания на штриховку, раскрашивание, рисование узоров по клеточкам, обведение контуров направлены на отработку начальных графических навыков и правильную постановку руки.

         При выполнении заданий следите за тем, чтобы малыш не выходил за контуры фигур. Обратите внимание на то, как сидит ребенок во время занятий, правильно ли держит карандаш или ручку, рисует ли он слева направо, не переворачивает ли тетрадь.

Помните!

Развитие мелкой  моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом!



Развитию мелкой моторики способствуют :

-Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;

-Нанизывание бус, бисероплетение;

-Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;

-Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;

-Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;

-Рисование по точкам, пунктирным линиям;

Массаж рук (проводится сначала на одной руке, затем на другой):

1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны
2.     Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца
3.     Упражнение "Сорока-белобока"
4.     Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу
5.     Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно
6.     Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе
7.     Интенсивное растирание каждого пальца
8.     Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально
тыльных сторон
9.     "Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.

10. "Пальчики здороваются"
11. Повторить первое упражнение.

Игры и упражнения:

  1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.



  1. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.




  1. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360 градусов сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.



  1. "Повтори движение"
    Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.


  1. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

    "У сосны, у пихты, елки
    Очень колкие иголки.
    Но еще сильней, чем ельник,
    Вас уколет можжевельник".


    Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

    "В зоопарке мы бродили,
    К каждой клетке подходили
    И смотрели всех подряд:
    Медвежат, волчат, бобрят".


  1. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

    "Сильно кусает котенок-глупыш,
    Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
    Но я же играю с тобою, малыш,
    А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".