С 15 июня 2014 г. вступил в силу приказ Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом РФ 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408 (далее – Порядок аттестации).
Виды аттестации
Порядком аттестации установлены следующие виды аттестации педработников:
- аттестация в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности;
- аттестация по желанию педагогических работников в целях установления (I, высшей) квалификационной категории
На кого распространяется новый Порядок аттестации
Новый Порядок аттестации применяется при аттестации педработников всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т.ч. негосударственных (частных) образовательных организаций, образовательных организаций учреждений здравоохранения, социального обслуживания и иных организаций, за исключением должностей педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, т.е. распространяется непосредственно на педагогических работников образовательных организаций, а также организаций, осуществляющих обучение.
В соответствии с новым Порядком аттестации также проводится аттестация и тех педагогических работников, которые замещают эти должности по совместительству в той же или иной организации, а также в случаях, когда должности педагогических работников замещаются в порядке совмещения должностей, т.е. наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (к примеру, наряду с основной работой в должностях руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений), а также наряду с основной работой в других должностях в той же организации.
Аттестация педработников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям
В соответствии с новым Порядком аттестации аттестация педработников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям проводится аттестационными комиссиями образовательных организаций один раз в пять лет на основе оценки профессиональной деятельности педагога в соответствии с распорядительным актом работодателя.
Не подлежат аттестации педагогические работники:
- имеющие квалификационные категории;
- проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
- беременные женщины;
- женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
- находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
- отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.
Недопустимо также проведение аттестации педагогических работников «на входе в педагогическую профессию» после получения среднего или высшего профессионального образования по соответствующей специальности.
Аттестация женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам; лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
Аттестация лиц, отсутствовавших на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.
Кем проводится аттестация
Согласно документу теперь аттестация педработников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательными организациями (далее – аттестационная комиссия).
Состав аттестационной комиссии
В состав аттестационной комиссии входят председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии и в обязательном порядке — представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).
К примеру, аттестационная комиссия может быть сформирована из числа работников организации, в которой работает педагог, представителей коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом организации (общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие).
О представлении
Для проведения аттестации на каждого педагога работодатель вносит в аттестационную комиссию представление, в котором содержатся следующие сведения о нем:
- фамилия, имя, отчество (при наличии);
- наименование должности на дату проведения аттестации;
- дата заключения по этой должности трудового договора;
- уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;
- информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
- результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
- мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты, предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу).
О внеочередной аттестации
Возможности проведения для педработников внеочередной аттестации, к примеру, в случае наличия жалоб на ненадлежащее исполнение педагогическим работником должностных обязанностей (в том числе имеющим квалификационную категорию) Порядком аттестации не предусмотрены.
В этих случаях следует руководствоваться статьей 192 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания — замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
С какими документами знакомится аттестуемый работник
Работодатель обязан ознакомить педработника под личную роспись:
- с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, — не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику;
- с представлением — не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации.
При отказе педработника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых он составлен.
Как проводится аттестация
Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии с участием педагога. Заседание считается правомочным, если на нём присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии.
В случае отсутствия педагога в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации. При неявке без уважительной причины аттестационная комиссия проводит аттестацию в его отсутствие.
Аттестационная комиссия рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления).
Прохождение в ходе аттестации квалификационных испытаний в письменной форме, как это осуществлялось в соответствии с ранее действовавшим порядком, новым Порядком аттестации не предусматривается.
По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
- соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);
- не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).
Решение принимается аттестационной комиссией в отсутствие аттестуемого работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии, присутствующих на заседании. При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
В случаях, когда не менее половины членов аттестационной комиссии, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии работника занимаемой должности, педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности.
Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.
Оформление результатов аттестации
Порядок аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой педагогом должности не предусматривает оформление на него аттестационного листа.
Результаты аттестации заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогами, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя.
На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении.
Работодатель знакомит педработника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.
При переходе в другую образовательную организацию
Порядком аттестации не предусматривается сохранение результатов аттестации педработников, проводимой в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям при переходе в другую организацию. Следовательно, работодатель по новому месту работы вправе осуществлять аттестацию таких педагогических работников на общих основаниях и с соблюдением условий, предусмотренных Порядком аттестации.
О рекомендациях аттестационной комиссии
Аттестационные комиссии дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761) и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
Следовательно, работодатель, имея намерение принять на должность педагогического работника претендента, у которого отсутствует требуемое образование, но который, по мнению работодателя, обладает достаточным практическим опытом и компетентностью и может выполнять работу в должности, теперь вправе, руководствуясь пунктом 9 «Общих положений» квалификационных характеристик и пунктом 23 Порядка аттестации, для получения соответствующей рекомендации обращаться в аттестационную комиссию, в полномочия которой вменена такая функция, не создавая для решения таких вопросов специальную аттестационную комиссию. При этом роль аттестационной комиссии будет состоять в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы.
Поскольку прием на работу в указанных случаях обусловлен выполнением качественно и в полном объеме возложенных должностных обязанностей, чего заранее работодатель знать не может, то в целях проверки этих возможностей будущего работника аттестационная комиссия может включить предложение об установлении при заключении трудового договора испытательного срока в порядке и на условиях, установленных статьей 70 ТК РФ.
В таком же порядке на должность педагогического работника может быть принят выпускник, получивший среднее или высшее профессиональное образование, но претендующий на должность не по полученной специальности, только без установления испытательного срока.
Применение пункта 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования следует осуществлять без употребления слов «в порядке исключения» по аналогии с тем, как это было установлено приказом Минздравсоцразвития России от 25 октября 2010 г. № 921н, которым внесены изменения в Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9.
Если принято решение о несоответствии работника занимаемой должности
Результаты аттестации о несоответствии педагога занимаемой должности могут послужить основанием для его увольнения в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ.
Однако, увольнение по данному основанию не является обязательным, но допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 ТК РФ).
Кроме того, не допускается увольнение по данному основанию (т.е. в соответствии с частью 3 статьи 81 ТК РФ) педагогических работников из числа лиц, указанных в части четвертой статьи 261 ТК РФ (к примеру, женщины, имеющей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка до 14 лет и в ряде других случаев).
Что касается педагогических работников, квалификация которых не соответствует требованиям к направлению профессиональной подготовки, предусмотренной квалификационными характеристиками: «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо деятельности в образовательном учреждении, то это не может явиться причиной для их увольнения в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, если это не подтверждено результатами их аттестации.
Об апелляции
Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материал подготовлен с учетом «Комментария к порядку проведения аттестации педагогических работников», подготовленного ЦС профсоюза работников народного образования и науки РФ.
Нормативные документы:
2. Аттестация педагогических работников (Нормативные правовые акты, комментарии)
План индивидуального маршрута педагога при подготовке к аттестации на квалификационную категорию
Комментарии Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Совета психолога:
Экзамен как фактор личностно-профессионального развития педагога: анализ ошибок в ходе обобщения собственной педагогической деятельности
(Методические рекомендации педагогам, планирующим сдавать экзамен на присвоение высшей квалификационной категории)
Обобщить свой собственный опыт – это значит увидеть в частном общее и объяснить, каким образом Вами достигаются положительные результаты в образовательном процессе.
- Чтобы Ваш опыт был признан успешным и эффективным
В ходе работы над описанием опыта педагогам необходимо обратить внимание на следующее:
1. Чёткая формулировка темы опыта. Необходимо тщательно изучить требования к структуре и содержанию опыта, критерии оценки опыта. Иногда ошибка в данном вопросе предопределена тем, что педагог не отдаёт себе отчёта в том, что содержание работы по самообразованию в учреждении образования (изучение актуальных вопросов образовательного процесса) в корне отличается от содержания и структуры опыта собственной педагогической деятельности, который на данный момент уже успешно реализован в образовательном процессе, привёл к высоким результатам в обучении, воспитании и развитии обучаемых. Именно это (используемые формы, методы, приёмы либо система работы, а затем их эффективность и результативность) должны быть представлены на экзамене как в описании опыта собственной педагогической деятельности, так и при разработке урока или занятия и устной защите (по сути презентации) опыта.
2. Неверная формулировка темы влечёт за собой ошибочно сформулированные цель и задачи опыта (при этом содержание самого опыта порой даёт представление о достаточно высоком уровне методической грамотности педагога). Вместо представления в опыте уже достигнутых результатов педагог при формулировке цели и задач опыта пишет о том, что ему необходимо изучить научную литературу по данному вопросу (он это по факту сделал уже перед началом работы над темой опыта), диагностировать способности (или их отсутствие) обучаемых, разработать приёмы (и т. д.) либо сделать какое-то планирование.
Примерные цели и задачи опыта
Тема опыта: Использование интерактивных приёмов обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории на II, III ступени общего среднего образования
Цель опыта
Цель опыта: активизация познавательной деятельности учащихся посредством использования интерактивных приемов и методов.
Задачи опыта
- определить комплекс интерактивных приёмов, обеспечивающих повышение познавательной активности учащихся;
- модернизировать свой опыт на основе использования интерактивных приёмов и методов, обновить практику проектирования учебных занятий и осуществление образовательного процесса на основе использования интерактивных приёмов и методов;
- систематизировать наработанные методические и дидактические материалы, создать «тематическую копилку» заданий для учащихся __ класса, разработанных по принципам интерактивного обучения.
3. Иногда довольно пространные и неточные рассуждения об актуальности опыта (при ограниченном объёме работы) свидетельствуют о том, что педагог не совсем отдаёт себе отчёт, почему он выбрал для представления на экзамене на соответствие высшей квалификационной категории именно эту тему, и приводят к тому, что на основную часть работы, где и должен быть представлен собственный опыт, приходится меньше страниц, чем на обоснование актуальности и научных основ опыта. Педагог должен чётко сформулировать мысль о том, что подвигло его к работе именно над этим вопросом, т. е. какие проблемы, существующие в современной жизни, обучении и воспитании детей, их развитии он посчитал нужным решить в своей педагогической деятельности; показать, что его работа над данной темой является жизненно необходимой и полезной для детей, других педагогов и общества в целом.
4.Необоснованно большое количество представленных фамилий и содержания работ учёных при научном обосновании опыта (необходимо указывать лишь те, на содержание работ которых опираются). При этом работа превращается в никому не нужный реферат по обзору какой-либо темы.
5. Трудности в разработке чёткого алгоритма действий (или его отсутствие) при использовании различных форм и приёмов педагогической деятельности (напоминаем о необходимости следования требованиям технологичности представления опыта).
6. Не всегда при интересном содержании сущности опыта педагог может (в письменном виде) чётко определить критерии оценки результативности и эффективности опыта и презентабельно их представить, причём при устной защите опыта порой достаточно успешно это делает, демонстрируя понимание данного вопроса. Важно показать (доказательно), как реализованная им система работы помогла обучаемым овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками, создала условия для развития творческих способностей, личностных качеств, психологической релаксации, здоровьесбережения, сформировала интерес к изучаемому предмету и искусству в целом и т. д. (в соответствии с излагаемой темой опыта).
7. Иногда количество страниц приложений значительно превышают разрешённый нормативным документом объём. Чаще всего это происходит в том случае, если педагог не понимает, что каждое из представленных приложений необходимо для раскрытия содержания опыта и подтверждения его результативности и эффективности. Хотя многие из приложений достаточно интересны и могут быть (и в дальнейшем бывают) отдельными публикациями, но совсем не обязательно представлять в качестве приложения целые дидактические планы-конспекты уроков и занятий или сценарии мероприятий, сканированные грамоты (форматом А4) учащихся и самого педагога и пр.
8. Недочёты в оформлении работы (список литературы, титульный лист, шрифт и пр.). Необходимо внимательно изучить требования к оформлению опыта.
9. Ошибки терминологического характера (см. нормативные правовые документы).
10. Разработанные уроки и занятия чаще всего достаточно интересны и, как правило, тесно связаны с темой опыта и подтверждают его эффективность. Но иногда учителю сложно самостоятельно, без наводящих вопросов перейти от содержания урока, занятия к содержанию опыта. Учителям необходима подготовка к публичному выступлению, чтобы логично выстраивать своё выступление, чтобы не мешала излишняя эмоциональность и пр.
11. Обращаем внимание на то, что для учителей всех предметов существуют предметные журналы, необходимость изучения содержания которых и постоянная подписка на них очевидны. В журналах в помощь педагогам постоянно печатаются материалы по подготовке к экзаменам, можно познакомиться с нормативными правовыми документами, программами, вопросами методики преподавания, разработками уроков и занятий, материалами из опыта работы (во многих публикациях даются правильно оформленные списки литературы). Помимо этого, журнал предоставляет педагогам возможность для публикации своих разработок, статей, материалов о своих учреждениях образования, коллегах и учащихся и пр.
Памятка для аттестующихся педагогов.
- Определите «фронт работы»: что нужно сделать и за какое время.
- Если есть необходимость, обратитесь за консультацией к методисту, старшему воспитателю, педагогу-психологу.
- Во время подготовки соблюдайте режим. Лучше всего отдохнуть после умственной нагрузки помогает физический труд или физические упражнения.
- Постарайтесь подготовиться заранее, не оставляйте на последний день «кучу» недоделок.
- В своём воображении стремитесь ярко и чётко представить картину успешной аттестации.
В день аттестации…
- Важно хорошо выглядеть (с учётом пожеланий к внешнему виду педагога)
- Сильные эмоции, а также их полное отсутствие дезорганизуют умственную деятельность. Постарайтесь быть в активном бодром состоянии.
- Если волнение нарастает, выполните дыхательную гимнастику, минутную релаксацию, выпейте стакан воды (можно стакан зелёного чая), помассируйте уши, используйте приём самовнушения.
- Будьте «здесь и сейчас». Сосредоточьтесь только на том, что Вы делаете или о чём говорите. (Постарайтесь не отвлекаться на мысли о том, как вас оценивают или другие посторонние мысли)