Инклюзи́вное образова́ние — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.
В школе созданы условия для работы с детьми с РАС, ТМНР, НОДА, сидром РЕТТА, ТНР, ЗПР: материально-технические, кадровые, организационно-управленческие и организационно-методические.
МБОУ СШ № 17 отдельно стоящее здание, имеет 3 этажа, площадью 7878,9 кв.м., год постройки здания 1993, дата последнего капитального ремонта 2023 год. При входе в школу имеется пандус (переносной, гусеничный), звонок вызова персонала.
В школе оборудованы специальные помещения и кабинеты (современная материальная база):
- 2 кабинета педагога-психолога;
- 2 сенсорных комнаты: «темная» и «светлая»
- 1 кабинет социального педагога;
- 1 кабинет учителя-логопеда
- 1 кабинет учителя-дефектолога
- 2 учебные мастерские (кулинария и столярная);
- 2 кабинета начальных классов;
- музыкальный зал;
- 1 компьютерный класс;
- 2 медицинских кабинета;
- стоматологический кабинет;
- спортивный зал;
- актовый зал
- зал АФК (адаптивной физкультуры) ;
- библиотека;
- школьный музей;
- 2 кабинета «Школа полного дня»
- универсальная спортивная площадка
- хоккейная коробка.
Кадры МБОУ СШ № 17 – это команда педагогов и специалистов, которая профессионально формирует инклюзивную образовательную среду.
В школе создана система повышения квалификации педагогов и специалистов в области работы с детьми с различными нозологиями, направленная на обучение и тренировку через курсы повышения квалификации, семинары, вебинары, стажировки: Нижегородская область, Москва, Ростов - на - Дону, Казань.
Мы учимся сами и делимся своими знаниями с коллегами в рамках стажировочной площадки "Инклюзивное образование в основной школе: методы и приемы работы учителя" (ФГАОУ ВО " Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского"), а также с коллегами из школ городского округа город Арзамас и Нижегородской области.
Школа сотрудничает с учреждениями: образования, дополнительного образования, спорта, культуры, правоохранительными учреждениями, общественными организациями.
1. Декларация о правах инвалидов https://www.un.org/ru/document
2. Конвенция о правах инвалидов - https://www.un.org/ru/document
3. ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - https://fgos-ovz.herzen.spb.ru
4.4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" http://273-фз.рф/akty_minobrna
6. План мероприятий
Согласно Паспорту доступности объекта МБОУ СШ №17 ведение образовательной деятельности для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возможно дистанционно (на дому), доступ в здание школы доступен условно. На период до 2030 года разработан и утвержден план действий образовательного учреждения по повышению значений показателей доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ, предоставляемых школой.
Библиотека
Работа с информацией осуществляется через библиотеку.
Сведения о книжном фонде библиотеки:
- художественная литература - 22376;
- фонд учебников - 19134
- учебные пособия - 454
- справочный материал - 553
- медиатека – - 2365
Средства обучения и воспитания
Средства обучения являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
·Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)
·Электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
·Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях
·Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
·Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
·Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)
·Тренажёры и спортивное оборудование ( гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для детей — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
Беспрепятственный доступ в здание образовательной организации обеспечен некоторым категориям инвалидов и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Для организации горячего питания учащихся школы, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, оборудована столовая на 160 посадочных мест.
Для осуществления медицинского обслуживания учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в школе действует 2 медицинских и 2 процедурных кабинета, 1 стоматологический кабинет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся:
- Учебные фильмы на цифровых носителях
- DVD-диски по различным дисциплинам
Информационно-образовательные ресурсы:
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации https://минобрнауки.рф
федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru;
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru;
федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru.