Будущим первоклассникам

Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

В Программу дошкольной подготовки детей входят:

·        проведение цикла занятий школьным психологом с будущими первоклассниками «Введение в школьную жизнь»;

·        проведение занятий с детьми учителем по подготовке детей к обучению в школе;

·        консультации для родителей, родительские собрания;

·        анкетирование родителей по выявлению уровня адаптации ребенка к школе, по сформированности дошкольных умений и навыков у детей.

Цели программы:

- обеспечение возможности единого старта первоклассников;

- развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению в школе;

- становление устойчивого познавательного интереса детей для их дальнейшего успешного обучения.

Обучение детей осуществляется в возрасте 5-6 лет в течение учебного года, за год до поступления их в 1 класс данной школы.

Примерная организация работы по программе

«Подготовка детей к школе»

Продолжительность обучения - 30 недель. Общее число занятий- 60 часов.

Режим занятий: Длительность занятий не более 30 минут. Перерыв между занятиями не менее 10 минут.

В программе выделяются 3 раздела: « Введение в школьную жизнь», «Развитие речи. Обучение грамоте. Развивающее письмо», «Учимся думать, рассуждать и фантазировать».

К концу занятий будущие первоклассники должны

Знать:

Уметь:

1.             свое имя, имена и отчества своих родителей, свой адрес,

2.             название страны, города, в котором живет,

3.             своего учителя, школьного психолога,

4.             правила поведения в школе на уроке и перемене,

5.             место расположение в школе туалета, медпункта, гардероба,

6.             как правильно организовать свое рабочее место,

7.             правила посадки за партой и организации рабочего места,

8.             названия времен года и их признаки, явления природы,

9.             названия дней недели, название текущего месяца,

10.         названия животных и растений, встречающихся в нашем крае,

11.         числовой ряд от 1 до 10 , прямой и обратный счет,

12.         цифры,

13.         знаки +, -, =,

  1. правильно вести себя на уроке и перемене,

  2. приготовить все необходимое к занятиям,

  3. правильно сидеть за партой,

  4. правильно держать ручку, карандаш

  5. внимательно слушать учителя, воспринимать то, что он говорит,

  6. выполнять требования учителя,

  7. переключаться с одного вида деятельности на другой,

  8. правильно реагировать на свои неудачи и победы, на успехи и неудачи одноклассников,

  9. тормозить свою двигательную активность,

  10. составлять предложения из 3-4 слов, членить их на слова,

  11. составлять рассказы по картинкам,

  12. рассказывать об увиденном и услышанном,

  13. четко выражать свои мысли,

  14. различать звук, слово, предложение

  15. правильно произносить звуки и уметь их различать на слух,

  16. определять на слух с помощью хлопков количество слогов в слове,

  17. печатать свое имя, знакомые буквы и слова,

  18. считать до 10 и обратно,

  19. узнавать цифры и пользоваться ими при указании на число,

  20. сравнивать и уравнивать множества путем прибавления и вычитания,

  21. распознавать предметы по описанию,

  22. распознавать простые геометрические фигуры,

  23. ориентироваться в пространстве и в тетради,

  24. выполнять простые графические диктанты,

  25. аккуратно раскрашивать картинки,

  26. штриховать в разных направлениях,

  27. дорисовывать картинки по их половине,

  28. перерисовывать и копировать графические рисунки, фигуры, элементы,

  29. разгадывать лабиринты,

  30. уметь различать времена года, явления природы, животных

Работа с родителями будущих первоклассников

При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей. Родительские лекции, предусмотренные в рамках программы «Подготовка детей к школе» информируют родителей об особенностях дошкольного и младшего школьного возраста, организации учебного процесса, об объеме знаний, необходимом при поступлении в школу, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка. В организации и проведении лекций для родителей будущих первоклассников задействованы учителя начальных классов и психологическая служба школы.

Тематика лекций для родителей:

1.     Ребенок идет в первый класс

2.     Возрастные особенности дошкольников. Физическая и психологическая подготовленность ребенка к школе – залог успешного обучения.

3.     Памятка для родителей, дети которых идут в первый класс.

4.     Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.

5.     Здоровый ребенок - хороший ученик.

6.     Как помочь ребенку стать самостоятельным.

7.     Первые дни ребенка в школе.

8.     Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей.

Вторым этапом работы с родителями является проведение социально - психологического тренинга «Эффективное родительское поведение», направленного на коррекцию отношений родителей и ребенка на основе формирования эффективных коммуникативных умений, осознания участниками своих психологических особенностей.

Тренинг состоит из 7 занятий.

1.     Создание благоприятных условий для работы. Освоение активного способа общения.

2.     Тренинговый стиль общения. Актуализация родительской позиции.

3.     Развитие навыков самоанализа. Невербальные стили общения.

4.     Эффективность речевых сообщений родителей, адресованных ребенку.

5.     Эффективные средства общения. Правила эффективного общения.

6.     Умение анализировать себя в ситуации общения.

7.     Оценка эффективности тренинга.